Ламповый усилитель для высокоомных наушников схема. Однотактный ламповый усилитель для наушников

Приветствую всех муськовчан, решил написать обзор с впечатлениями после года использования прекрасного лампового усилителя для наушников.

Надеюсь, эта тема будет интересна, добро пожаловать под кат.
Кратко: настоятельно рекомендуется, недостатков для себя не нашел, как говорится - best buy, shut up and take my money.
Похоже, первый подробный обзор в интернете на этот малоизвестный агрегат.

Сразу скажу, что ни в коем случае не отношусь к шизофренникам-аудиофилам и прочим звуколожцам, верю только своим ушам, физике и здравому смыслу.
Аппаратуру выбираю с максимальным соотношением цены-качество, поэтому весь мой тракт укладывается в полцены или четверть цены одного из компонентов хай-энда (около 40тр.).

Люблю как лампу, так и транзистор, слушаю как винил, так и мп3, причем качественный рип от лосслесса в 99 процентах случаев просто не отличу на своей музыке, поэтому мое мнение субъективно. Впрочем, винил иногда звучит хуже даже переизданного CD - так что это больше фетиш, предмет коллекционирования и возможность «пощупать» музыку того времени в оригинальном виде.

Синопсис (история приобщения к хорошему звуку)

Увлечение ламповой техникой началось после того, как родственники презентовали древний самопальный 20ти килограммовый ламповый ящик, aka двухтактный двухкаскадный полный усилитель с темброблоком. Так же, вторым адамовым яблоком были не менее старые знаменитые АС Радиотехника S90 (ы90 в пацанских кругах, ставящих в багажники их как сабвуферы). Естесственно, для счастья не хватало источника звука, сначала были попытки дать звук с компьютера через линейный выход, потом через гитарный процессор Zoom G2.1 с функцией аудио-интерфейса. Звучало все кое как, звук каналов был разный не только по уровню сигнала, но и по балансу. Стало очевидно, что усилок нуждается в капитальном ремонте, были заменены все лампы, после чего звучать уже стало в разы лучше активных колонок Dialog 2000W.

Потом нашелся отцовский винил, стало интересно как он звучит на ламповой аппаратуре и пошло-поехало… Была куплена вертушка Арктур 006, на которой были первые пробы, но звучание не впечатляло из-за вышеозвученных косяков усилка. Ламповый ящик стал работать как обогреватель (на крышке носки можно было сушить, например) в связи с моей малой компетентностью в ремонте такой аппаратуры (в последствии был отдан знакомому на дербан трансформаторов за гитарную педальку). А я привык сам разбираться во всем, не прося о помощи, максимум получал советы у знакомых знающих людей. Пусть. Пришло время транзисторной аппаратуры.

Этот период описывать мало смысла, сначала было незабываемое приключение - поездка в деревню в минус 25 дабы привезти 15 килограмовый Одисей 010, отдаваемый за символическую цену. Усилок себя показал плохо, пришлось повозиться, перебрать сташно трещащие потенциометры, заменить высохшие электролиты. Играло очень громко, но аппарат не понравился, был в последствии отдан в довеску к Арктуру за небольшой прайс.

Пришло разочарование в старой советсвой технике, интересно было попробовать забугорный винтаж и вскоре были дешево приобретены транзисторный немецкий усилитель Uher VG820 70х годов выпуска прямо из Германии, а АС сменились на японские 30-тиваттные полочники Pioneer CL-70. Почему то, всегда была тяга к чему то не обычному, поэтому по этой аппаратуре нет до сих пор в интернете почти никакой информации. Благодаря новому усилку, впервые в жизни удалось отремонтировать сложную аппаратуру без каких-либо советов в интернете и схем, после того как пропал звук в одном из каналов (сгорел транзистор из-за перегрузки, был заменен аналогом и все заработало как часы).

К слову - любовь к радиоэлектронике растет с каждым годом, осваиваю все снова с нуля. Как же обидно, что когда учился не уделял внимания этому предмету:(


Однажды пришло озарение - моя комната (12 квадратов), не позволяет получить хороший звук с помощью таких АС. Так же, возникла проблема с динамиками, ремонтировать бумажные дины дорого, да и значительного улучшения это не даст. От АС устал, не хотелось искать новую акустику, более подходящую под комнату. Тем более, это огромная лотерея и слушать акустику в магазине или в любом другом месте не имеет смысла (думаю, понятно почему).

Продал единственный усилитель, по счастливой случайности купил отличный мастеровой усилок на генераторных лампах всего за 9 т.р. - вот с ним даже с косячными динамиками, АС играли на много интереснее и звук был вполне неплохим. Решил оставить акустику.

Однако, загоревшись выбором наушников, не смог остановиться - штука все равно нужная:)

Выбор наушников

Встал вопрос - найти наушники до 10 т.р (психологический барьер, у меня каждый компонент дешевле этой суммы, кроме как раз сабжевого усилка) под быстрый и злой митол (thrash/speed/heavy/death). Этот жанр крайне сложен для любых наушников, поэтому вопрос очень нетривиальный, многие наушники просто выдадут кашу звуков. Однако, мне на радость, оказалось, что есть почти бескомпромиссный вариант под любой metal - . Сколько не встречал мнений и отзывов - все писали что они идеальны именно для такой музыки, хотя и для всего остального просто супер (все это оказалось чистейшей правдой, подписываюсь).
Что ж, выбор был сделан, однако чем их усилить? Ламповый усилок работал только как интегральник.

Выбор усилителя для наушников

Вот тут все было абсолютно хаотично и неоднозначно. В отличие от единодушных положительных мнений о Байерах, тут все как обычно: одни срут конкретный усилитель, другие восхваляют. Однако, выбор быстро сузился всего до 3 моделей (все Китай):
$190
$300
$300

По Дарквойсу была огромная куча информации, вплоть до разных переделок и модификаций.

По ЛиттлДотам информации не так много, однако, что удивило - так же не было плохих мнений ни о конструктиве, ни о звучании. По Дарквойсу не раз писали, что были какие то косяки со сборкой. По используемым лампам и схемам это кардинально разные девайсы: Дарквойс на много больше и тяжелее, а так же мощнее. Что ж, интересно. Однако, мощность для изодинамики и 600 Оммных монстров мне не была нужна, а Байеры раскачает с полпинка любой из них.

Поштудировав Литтл Дот, выяснилось, что с поддержкой у производителя все отлично, сам создатель отвечает на любые вопросы и дает разные советы - этот момент удивил и сразу же расположил к себе данного производителя. Хотя, мне нафиг не нужна была поддержка:)
Однажды, где то нашел крайне обнадеживающий отзыв именно о потенциальной связке с моими Байерами 990про, это и сподвигло на покупку сабжа - Little Dot mk IV.

Сухие цифры или ТТХ усилителя

SEPP (Singled-ended Push Pull) OTL in Class-A
Frequency response: 10 hz~100 Khz (-1dB)
THD+N: 0.1% (100 mW @ 300 ohm)
Power Output:
500 mW @ 300/600 ohm
300 mW @ 120 ohm
100 mW @ 32 ohm
Power Consumption: 30W (228V x 0.133A)
Variable Gain: 3,4,5, or 10x
Recommended Load Impedance: 32 ohm~600 ohm
Input Impedance: 50K ohms
Pre-Amplifier Output Impedance: 600 ohms
Pre-Amplifier Gain: 3-10x (also controlled via gain switches)
Pre-Amplifier Voltage: 10V RMS
Pre-Amplification circuit includes both driver and power tubes
Driver Tubes: 2x JAN 5654 (MK IV) or 2x M8100/CV4010 (MK IV SE)
Power Tubes: 2x Soviet 6H30EH (MK IV) or 2x 6H30PI Gold-Pin (MK IV SE)
High quality aluminum chassis
Neutrik Headphone Jack (SE version only)
American CMC/Van Den Hul RCA Jacks (SE version only)
Dimensions (Metric): 320mm deep by 220mm wide by 143mm high
Dimensions (English): 12.6 inches deep by 8.66 inches wide by 5.62 inches
Weight: 3.5 Kg or 7.7 lbs
1 Year Little Dot Warranty (2 Year Little Dot Warranty for MK IV SE)
Available in either 120VAC or 220VAC

Однако, почему mk IV а не более выгодный III, не сильно уступающий по качеству сабжу? Разница по цене между ними чуть больше 100 долларов, что довольно не мало (треть цены). Аргументов несколько:
1) Используемые лампы - в младшей модели используются менее мощные дешевые 6Н6П, из-за чего максимальная выходная мощность 300мВт против 500мВт. Тем более, 6Н30П-ДР (6N30Pi) - довольно редкие и недешевые лампы, котирующиеся у всяких эзотериков-аудиофилов, что может повысить стоимость при продаже, если возникнет такая необходимость. По отзывам - одни из лучших, что так же порадовало. Хотя, прекрасно понимал что разницу не услышу.
2) Защищенные красивой окантовкой лампы. Вход с фиксатором для джека наушников - закос под Neutrik.
3) Отзывов больше было именно по mk IV, по mk III встречали не сильно восторженные отзывы.

Покупка

На официальном форуме была на продавца-производителя на ebay, т.е. покупалось напрямую с завода, что порадовало - нет никаких переплат и надежно.
Все стандартно - оплата палкой, 50 баксов за доставку,
Итого вышло: $349 (около 11500р).
Отправили быстро, дали трек и через несколько недель (3 или 4) я уже держал усилок в руках. Упаковано все отлично, лампы были завернуты в несколько слоев пупырки, никаких нареканий.

Комплектация

Для таких специфичных вещей комплектация не имеет никакого значения, однако порадовал сетевой шнур и даже неплохой межблочник с позолоченными тюльпанами.

Первые визуальные впечатления

Общий вид и передняя панель

Качество изготовления - выше всех похвал! Корпус полностью металлический. Передняя панель сделана из толстого красивого анодированного алюминия. Сам корпус скруглен с боков, стальной, покрашен в черный свет (нареканий по покраске нет).
Сразу обращает на себя внимание очень яркий противный синий светодиод, от которого лучше избавиться или заменить на любой другой подходящий.
Вход для наушников сначала подкупает своим серьезным видом, однако, в последствии оказалось, что это единственный недостаток данного усилителя - при шевелении джека может пропадать сигнал в одном из каналов. Впрочем, фиксируется намертво, да так, что одной рукой почти невозможно вытащить, нажав на красный флажок (очень тугой). Лучше заменить на родной Neutrik.

Впрочем, это мелочь - звук может пропасть только если специально пошевелить или сильно натянуть провод, что бывает почти никогда.
Потенциометр громкости - он ШИКАРЕН! Это японский ALPS (возможно поддельный, проверить нет возможности), с очень плавным входом и отсутствием каких либо искажений или шуршаний. Даже после года частого использования он впечатляет и радует. Сама ручка сделана из алюминия, довольно массивная. Разметка уровней громкости в процентах отлично читается, не стирается.

При включении не издает никаких звуков (даже в наушниках), трансформатор не гудит, вообще абсолютно тихий усилитель. Лампы греются не сильно. На половине громкости иногда можно уловить наводки от wi-fi роутера 2,4Ггц, стоящего в 30 см от усилка. Причем, на 5Ггц - тишина:) Вот такая неожиданность.

верхняя панель

Под лампы отведена бронзовая трапецевидная площадка (или крашенный алюминий), которые делают дизайн очень запоминающимся и интересным.
Сами лампы смонтированы в качественные керамические панели, которые закреплены на корпусе.

Собственно, основное: используются 4 лампы в двух каскадах (драйвер на 2х американских JAN 5654 и оконечник на отечественных 6H30П-EB в ипостаси Electro-Harmonix. К слову, золотые контакты, что странно - такие лампы должны стоять в значительно более дорогой ($468) старшей модификации mk IV SE.
Сами эти лампы дорогие и мне не понятен этот момент, почему они стояли в моем усилителе. Впрочем, больше - не меньше, а лучше - не хуже:)

Но если кто будет покупать, обратите на этот момент внимание, возможно вам попадутся обычные. Хотя, я уверен что разницы между ними нет, кроме цены.

Трансформатор замурован в кожух, никакого гула не слышно (скорее всего там стоит тор). Увы, разобрать у меня не получилось из-за отсутствия нужного шестигранника (похоже не стандартного). Если появится интерес, попробую добыть и полностью разобрать - самому интересно стало, что внутри:) Но, судя по фото производителя и пользователей - там стоят в основном японские, немецкие и французские элементы. Не исключено, что поддельные, но за год это никак не проявилось. Разглядел только что там точно стоят знаменитые немецкие полипропилены WIMA, что уже неплохо:) WIMA не отличается от оригиналов, т.к. собирал фонокорреткор, используя их.

Т.к. корпус разбирается нетривиально (через переднюю панель), порадовали вырезы на дне для регулировки усиления двумя переключателями (Gain x3,4,5 или х10) в зависимости от сопротивления используемых наушников.
Гейн выбирается в зависимости от комбинации тумблеров двух переключателей.

Т.к. в усилителе предусмотрена возможность апгрейда ламп дравера на EF92, на дне имеются так же прорези для переключения на эти лампы джампером.

Задняя панель

Все стандартно:
Гнездо питания (мама), совмещенное с предохранителем и выключателем и позолоченные тюльпаны входа и выхода. Наклеено много всяких наклеечек, говорящих о том что, возможно на предприятии неплохой ОТК. Впрочем, это догадки, однако по качеству действительно нет нареканий.

Не очевидный функционал

1) Переключение гейна наушников, дабы не спалить низкоомные превышением уровня выходного сигнала. Впрочем, влияют так же на звучание.
2) Крайне плавная и точная регулировка громкости, буквально по полмиллиметра - действительно впечатляет!
3) Возможность работы как предусилитель - полезнейшая функция - можно не парясь, подключить к основному интегральному усилку (или мощнику) и регулировать громкость только на преде. Так же можно подключить активную акустику - но это уже изврат.
4) Апгрейд ламп JAN 5654 драйвера на EF92 (спорно, но приятно).

Впечатления о звучании

Я не люблю писать о звуке, считаю это дело вкусовым и неблагодарным.
Однако, все же поделюсь впечатлениями, иначе грош цена моему опусу.

Внимание! Это лишь субъективное мнение одного человека с конкретными наушниками, ваше же впечатление может отличаться.

Мои любимые Bayerdynamic DT990Pro играют великолепно. Нужно понимать, что большинство описанного ниже - заслуга наушников, усилитель лишь должен хорошо усиливать сигнал для наушников, а так же передавать сигнал без искажений.

Нижний бас идеален - стук в дверь настолько реалистичен, что каждый раз поневоле вздрагиваю. Это весомый показатель идеальности. Бас очень глубокий, мощный (немного избыточно, но мне нравится) крайне точный и что важное - быстрый, что для метала необходимо. Удивило, что сигналы генератора частот воспринимаются телом от 10 Гц, а от 15 Гц уже ушами. Не такой я и тугоухий:)

Средний бас - аналогично, нареканий нет.

Середина проработана отлично, нет замыленности и провалов.

Верха - их очень много, звук «яркий», за счет чего звук объемный и как говорят аудиофилы - «воздушный». Предел моих ушей - 19 Гц - дальше тишина.

Стереопанорама (сцена) присутствует, насколько это возможно в открытых наушниках. Есть небольшой эффект присутствия на концертных записях.

Атака хорошо слышна (момент удара и зависимость звучания от силы этого удара)
Эти наушники отличаются ярким звучанием , без усилителя - совсем печаль, по ушам и мозгу просто режет. С усилителем яркость сохраняется, но даже для моих ушей, крайне чувствительных к симбилянтам и «циканию», слушать комфортно.
Могу отметить, что усилитель тут не должен оказывать никакого влияния, если только усилитель не откровненное г… С задачей справляется - передал звучание наушников, какое и должно быть.

Динамический диапазон: безусловно хорош, отлично слышно тихие призвуки на фоне довольно громких. Конечно, применительно к не быстрым и не плотным композициям.
Оценка: твердая 5. Плюс не накину только из-за необъективности тестирования.

P.S.:
Так же для интереса послушал свои затычки , которые отличаются очень хорошими НЧ, почти такими же реалистичными как в Байерах, но звучание очень темное - специально их подобрал что бы уши не утомлялись от всякого «цикания».
Так вот, с усилителем эти ушки заиграли просто потрясающе, после них не хочется слушать с плеером (Sansa Fuze). Появилось больше ВЧ. Так что, теперь я понимаю, зачем люди используют совместно с портативными плеерами внешние усилители для затычек. Однако, лучшее решение - использовать хороший плеер с усилителем, как недавно появившийся хит - (я его уже заказал на mp4nation, пощупав в Докторхэд образец и поняв - что это идельный для меня плеер на данный момент). К слову, там акция - к плееру идут хорошие двухдрайверные наушники-затычки стоимостью $100 в подарок. Только плееров всем не хватает, образовалась очередь, завод не успевает выпускать:)
+29 Добавить в избранное Обзор понравился +81 +143


Приветствую жителей города Датагорска очередным воплощением своего желания иметь на рабочем столе ламповый усилитель для наушников.
Не претендую на открытие, а показываю, как делал и что получилось. Подробно описываю изготовление шасси, корпуса и лицевой панели.

Схема безтрансформаторного усилителя для наушников

За основу была взята известная схема SRPP усилителя для высокоомных наушников на 6Н6П. См. например, эту .

Начал с того, что нужно было определиться с питанием. Решил собрать импульсный блок питания по мотивам статьи на IR2153. Сделал печатку, намотал трансформатор, собрал все вместе и запустил БП. Все заработало, напряжения немного пришлось подбирать перемоткой трансформатора, покопался с токовым трансформатором, но так и не понял, как он должен был защитить от перегрузки.
Включил с нагрузкой через лампу, все в норме, стартует стабильно. Убрал лампу, старт нормальный разогревает две 6Н6П, анодное обеспечивает 300 Вольт.

Но тут моим успехам пришёл конец. Когда подключил анодное к усилителю, собранному просто на столе, и стал слушать, через 1,5 минуты начал нарастать среднечастотный фон и БАХ!!! ТИШИНА… Разорвало в клочья сетевой предохранитель, убились MOSFET-ы, кончилась IR-ка, и пробило один ультрафаст в выпрямителе анодного.

Первопричиной явился именно пробой ультрафаста в анодном выпрямителе из-за чрезмерного нагрева. Все поменял и снова занялся экспериментами. Конец был аналогичным.

Начался второй этап добычи питающих напряжений, изготовил челнок из алюминиевого стержня, который был припрятан после обрезки карниза вертикальных жалюзи. Он там используется в механизме поворота ламелей. Стержень имеет сечение четырёхгранника и отлично подошёл для челнока. С обоих концов изолентой я прикрепил по два отрезка алюминиевой проволоки диаметром 3 мм. Получилась вот такая вот рогатина. Длину челнока я выбрал 300 мм.

Как я уже упомянул, за основу был взят тороидальный трансформатор с внешним диаметром 80 мм и внутренним 40 мм. На нем была обмотка 220 В и две по 12 В. Я не стал его разбирать, а чтобы определить, сколько мне нужно мотать витков, я взял и домотал 30 витков, подключил транс к сети и замерил напряжение на новой обмотке, затем нагрузил эту обмотку лампой 12 В / 21 Вт и сделал поправку. Таким образом вычислил количество витков на 1 Вольт.

Также измерил длину провода, использованного на намотку 30 витков, тем самым определил, сколько метров мне нужно для намотки новой обмотки и получить расчётное напряжение на выходе. Это количество провода нужно было намотать сначала на челнок. Так как челнок у меня получился 300 мм, то один виток на челноке у меня составил 0,6 м. Таким образом я намотал на челнок расчётное количество провода с поправкой (витков 5 на челноке) на постепенное утолщение тора по мере намотки.

Накальную обмотку мотал со средним выводом, то есть две обмотки по 3,15 В. Чтобы было удобно мотать двумя руками, я придумал зажим из тисков и прищепки-зажима. Я взял специально пластиковую, но сначала думал купить зажим-крокодил для сварки или для проводов для прикуривания автомобиля (губки необходимо будет изолировать пластиковыми накладками, чтобы не повредить изоляцию). Единственное условие, чтобы усилия пружины хватило для удержания массивного тора.


Для получения 235 В переменного напряжения мне нужно было намотать 1840 витков. Сначала думал, что будет тяжело и долго, но за 3 часа намотки в два дня получился хороший ТАН с множеством напряжений: 235 В; 245 В; 255 В; 265 В; 3,15 В + 3,15 В; 2×12 В.

Несколько отводов вторичной обмотки было сделано для подбора напряжений. После намотки ТАН был подключён к готовому макету, который был собран ещё при испытании импульсного БП. Питание пока было организовано без электронного дросселя. Фон отсутствует, что очень обрадовало.

Корпус усилителя

Всё практически готово к приданию внешнего вида. Для корпуса был применён отрезок профиля строительного алюминия, труба 50×180х180. Мой трансформатор в такой корпус как раз отлично вписывался. Такой профиль можно найти на стройке, где монтируют фасады из стекла (если конечно охотники за цветным металлом Вас не опередят).


Отрезаем лишнее и делаем все технологические расчётные отверстия под Ваше шасси. На днище я предусмотрел и вырезал электролобзиком окно для доступа к регулировке режимов ламп при замене.

Также оно является вентиляционным, так как корпус в сборе без него будет глухим. Что не совсем хорошо отразится на тепловом режиме всего устройства. Чтобы закрыть окно, я взял сетку от воздушного фильтра дизельного грузовика.

Такие фильтры легко можно найти возле стоянок большегрузов. Вырезал сетку необходимого для моего окна размера и торцы заделал полосками кровельной жести. Нарезал от листа полоски шириной 20 мм и длиной равной периметру сетки. Согнул пополам вдоль, зажав струбцинами между двух отрезков 20 мм фанеры киянкой. Затем обжал в тисках через деревянные прокладки этими полосками мою сетку. В местах сгиба по углам делал вырезы секторов 90 градусов.

Заключительный этап - покраска. Краску взял акриловую в баллоне матовую чёрную. Продаётся в строительном или автомагазине.


Боковые стенки изготовил из деревянного наличника, нашёл наличник из бука (в магазине или на рынке, где продают двери). Так как мой корпус высотой 50 мм, то наличник взял 65 мм шириной и использовал его во всю ширину, чтобы не делать отдельно ножки. В качестве ножек использовал набор мягких самоклеящихся накладок на ножки мебели, продаются в магазинах с мебельной фурнитурой.

Для лицевой панели также использовал дерево - это шпон бука толщиной 5 мм. Надписи на лицевой панели сделал испытанным методом ЛУТ. Нарисована панель в программе «Front Designer 3». Все дерево после выпиливания, подгонки, шлифовки и нанесения надписей было покрыто бесцветным глянцевым акриловым лаком. Боковые панели (наличники) были затонированы изначально.



Шасси усилителя

Склепал шасси из алюминиевого уголка 15×15 мм и алюминиевой полосы 1,5×50 мм. Размеры не привожу, так как рассчитывал под описанный выше корпус. По моим задумкам, шасси должно быть двухуровневыми. Верхний уровень опирается через алюминиевые втулки (отрезки трубки диаметром 6 мм) и скреплён саморезами (видно на фото 4 сверху и 4 снизу). На верхнем уровне должны быть ламповые панели и весь монтаж звуковой части.

А на нижнем уровне силовой блок с выпрямителем, фильтром, электронным дросселем. Радиатором полевого транзистора дросселя является алюминиевая пластина нижнего уровня шасси. Транзистор установлен через изолирующую прокладку (взята из компьютерного БП). Все на него водрузил.
Монтаж соответственно навесной.



Настройка свелась к регулировке напряжения на аноде нижнего по схеме триода подстроечным резистором R.
Звучание усилителя очень нравится.
Окончательный этап - сборка и результат налицо.



Файлы

[Обновление от 162/04/2015] Файл с лицевой панелью в формате «Front Designer 3»:
🕗 15/04/15 ⚖️ 2,75 Kb ⇣ 49

А вот мой лампач-малыш, исправно работает уже год. Собран и проверен специально для поклонников (любителей, и не только) пентода 6Ж1П, почему так - да просто, эта лампа настолько не дефицитная, что полазив по сусеках, наскреб два десятка. В триодном включении 6Ж1П эквивалентна триоду 6С1П.

Вот какие параметры у меня получились для однотактного каскада. Измерения 6Ж1П в тестовом триодном включении:

  • Ua=85V Ua=126V
  • Uk=2V Uk=2,2V
  • U=250V U=250V
  • Ra=47kOhm Ra=12kOhm
  • Rk=620 Ohm Rk=220 Ohm
  • Ck=150mF Ck=150mF
  • Uin=~1V Uin=~1V
  • Uout=27V Uout=23V
  • КHИ=0,7-1% КHИ=0,25-0,4%
  • АЧХ 5 Гц-200кГц по уровню -3дБ

Для опытов используйте любой маломощный пентод, например, 6Ж1П (буква Ж в маркировке лампы означает пентод с укороченным нижним загибом анодно-сеточной характеристики) из пальчиковых ламп. Схема представляет собой простейший однокаскадный усилитель НЧ. Для питания усилителя используйте выпрямитель. Сверьте монтаж с принципиальной схемой, включите питание и подайте на вход усилителя низкочастотный сигнал от МП3 плеера, с выхода компьютера или с DVD-проигрывателя. Лампа усилит сигнал, а наушники преобразуют его в звуковые колебания.

Емкость этого конденсатора должна быть такой, чтобы не оказывать существенного сопротивления колебаниям низких частот усиливаемого сигнала. В ламповом усилителе для наушников этому требованию отвечают конденсаторы емкостью не менее 0,05 мкф.

На схеме одного из возможных вариантов маломощного усилителя для низкоомных наушников (4-16 Ом), используем небольшие выходные трансформаторы типа ТВЗ1-9. Тут выходной каскад показан в пентодном включении лампы. Для стерео потребуется два аналогичных канала.

А вот собственно схема УНЧ, который был использован для моего прибора. Только не забываем, включаем лампы триодами. Сам УНЧ нарисован только для одного канала, второй - такой-же.

Кстати лампа 6ж1п (аналог EF95), допускает и пониженное напряжение питания. На схеме ниже смотрите варианты сверхнизковольтных ламповых усилителей для наушников.

В плане корпуса и дизайна - что у кого получится, на фотографиях вы видите металлический корпус от блока питания антенного усилитель телефона Senao. В общем звучанием получившегося лампового усилителя для наушников доволен выше крыши!

В плане мощности поверьте, хватит с головой, амплитуда на выходе подскакивает до 1,5 вольт, при импедансе 32 ома.

Но не забывайте! Вся красота этого усилителя напрямую зависит от того, чем собираетесь слушать. Китайские бананы за 5 долларов тут будут неуместны. В общем аппарат сделан по всем правилам HI-END и несмотря на минимальные расходы не особо уступает брендам. Автор фото: -igRoman-

Нашел отличный вариант апгрейда домашней аудиосистемы «усилитель+ЦАП». Дешево, удобно. И подойдет для любых стереосистем - от полочников (настольных колонок) до вакуумных затычек под смартфон.

«Лампу» - в массы! Даешь искажения на каждый рабочий стол!

Теплый ламповый звук - это правда?

Я люблю музыку. И, как музыкант - высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.

Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель - из цифрового или аналогового источника - нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.

Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле - шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).

С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.


Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный - до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.

Другая особенность «лампового звучания» - заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.

Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.

Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.

При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть. И сымитировать его невероятно сложно.

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?


Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать - всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому - уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х - цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы - невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора - лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Сочетание ретро и современных технологий


Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.

Итак, на борту имеем:

  • выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
  • встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
  • поддержка ASIO,
  • 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
  • линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
  • цифровой вход (USB),
  • аналоговый вход 3,5 и RCA.

Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя - 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.


Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно - рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время - даже если потом придется дорабатывать.

Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил - пользуйся.

Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.


При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно - с хорошим экранированием.

Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»

Все это только цветочки. Ягодки - выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.

Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый - но ведь именно это нам и нужно?

LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное - не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки. Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.


Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль - придать окраску звучанию. И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.

В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.


Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться. В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.

Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.

Стоит ли экономить?


Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.

Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить - получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.

Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.

Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей . Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой - отличный повод познакомиться.

  • Импеданс: 100 KΩ
  • Диапазон частот: 15 Гц — 45 КГц ± 3 дБ
  • Выходная мощность: 400 мВт
  • Общие гармонические искажения: 0,4% @ 300Ω, 20 мВт
  • Оптимальный импеданс наушников: 100Ω – 300Ω
  • Вывод на наушники: 6,3 мм
  • Питание: 230В (шнур питания в комплекте)
  • Вес: 3,5 кг
  • Размеры: 330 мм x 220 мм x 140 мм

Дизайн и управление

Первое, что понимаешь, достав усилитель из упаковки - это насколько он красивый. Ни малейшего налета кустарности, зачастую присущего даже многим ламповым усилителям крупных компаний. Espressivo представляет собой отличный пример сочетания современного и ретродизайна. Черный металл основной части корпуса здорово оттенен лакированным деревом скругленных боковых панелей. Усилитель достаточно невелик размерами - он с легкостью расположится на столе возле компьютера, дополняя ваш сетап. Качество сборки очень высокое, нет ни малейших намеков на люфт или других недоработок.

На верхней панели расположен выступ, в котором скрывается трансформатор питания (сверху его украшает латунная бляшка с фирменным логотипом) и гнезда для ламп. Лампы вам придется установить самостоятельно, они идут в своей родной упаковке. По упаковке четко видно, что лампы используются из тех, что произведены еще давно.

На передней панели расположены: 6,3 мм выход на наушники, регулятор громкости и трехпозиционный переключатель выбора входов. Дело в том, что у Espressivo есть аж три пары входов, и вы можете переключаться между ними. Регулятор громкости - очень качественный с плавным входом, вращается бесшумно.


На задней панели расположен разъем для подключения шнура питания, три пары RCA-разъемов входов и два RCA-разъема выхода, если вы будете использовать Espressivo-E в роли предусилителя.

Звук

Для прослушивания усилителя я использовал следующее оборудование.

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • по USB в роли ЦАПа, подключенный к Espressivo RCA-кабелями Audio-Gd
  • Fidelia в роли плеера
  • Наушники Philips Fidelio X1 , AKG K702, Fischer Audio FA-003 Bog Oak Limited Edition, Fischer Audio FA-011 Limited Edition Japan , HD800
  • Записи в формате lossless

Как и большинство ламповой техники, Espressivo-E требует прогрева для достижения рабочих параметров. При первом включении усилителю надо дать поработать на протяжении хотя бы пары суток, в дальнейшем усилителю будет достаточно где-то 5 минут после включения.


Звук «Эспрессиво» можно охарактеризовать в целом как очень детальный, и при этом музыкальный. Усилитель показывает лучшие особенности лампового звука, не теряя при этом в разрешении. Радует очень низкий уровень фонового шума, что идет на пользу прослушиванию в чувствительных наушниках. Несмотря на нерекордные показатели по мощности, усилитель хорошо справляется с высокоомными и тугими наушниками. Ему вполне удается контролировать изодинамические модели начального и среднего уровня, и даже капризные AKG K702 - раскрываются почти на максимуме своих возможностей.

Бас - достаточно собранный, он передается с неплохим ударом и напором. Нет сливания в кашу инструментов, попадающих в этот диапазон. Благодаря хорошо продуманной схеме питания, усилителю хватает энергии для передачи резких звуков в НЧ, без лишнего гула. На сильно басовитых наушниках чувствуется легкая избыточность НЧ, но даже на относительно темных Philips Fidelio X1 этого эффекта уже нет.


Средние частоты - традиционно для ламповых решений хороши. Звучание СЧ - очень живое, с массой эмоций, которых не слышно без усилителя, наполненное деталями. Приятно слушаются высококлассные живые записи, классика рок-музыки, джаз и блюз. Благодаря детализации и разрешению СЧ, инструменты звучат раздельно, не сливаясь в кашу, их можно легко отличить друг от друга, это, в свою очередь способствует построению объемной виртуальной сцены.


Верхние частоты немного смягчены. Мне это очень нравится, так как звук лишается резкости и холодной колкости, но, допускаю, что кому-то это может не понравиться. Взамен мы получаем практически полное отсутствие сибилянтов и приятное звучание даже самых ярких наушников.

Выводы

Замечательный и очень цельный продукт. Помимо своей основной функции - усиления звука, - Espressivo замечательно справляется еще с одной задачей - украшением пространства. Благодаря небольшим размерам и стильному дизайну, усилитель можно использовать как гаджет-элемент декора. Разумеется, все это не в ущерб звуку, он более чем хорош. Звучание усилителя - скорее меломанское, а не аудиофильское, поэтому, доукомплектовав его хорошими наушниками (те же Sehhneiser HD 600/650 или Philips Fidelio X1), можно получить комплект «на века», который будет радовать любителя музыки долгие годы.